Выставка “Shiseido /1872-2011/. Империя Красоты”
Взошедшее солнце
Вероятно, многие мои читательницы уже знают, что с 1 по 20 марта в ГУМе в преддверии
Но что говорить, я вам всё сейчас покажу. А рассказывать мне поможет Инга
Сама выставка заняла почти всю первую линию ГУМа: вдоль неё растянулись стенды с маленькими витринами.
Одним из ключевых экспонатов выставки был легендарный смягчающий и увлажняющий лосьон Eudermine, который входит в ассортимент марки аж с 1897 (!) года — ему больше ста лет, да-да. Слева — флакончик самого первого Eudermine, в середине — рекламный постер с обновленным дизайном флакона, справа — его современная версия, в дизайне Serge Lutens — который в 1997 году был арт-директором марки, между прочим!
Кстати, старинный рецепт лосьона в пожелтевшей книге прилагался — так что желающие попробовать себя в роли юных химиков вполне могут начать варить чудо-зелье на кухне:
Вообще, конечно, старинные флакончики и баночки — это нечто невероятное, я счастлива, что утащила это к себе домой хотя бы в виде фотографий. Слева — масло для волос Hanatsubaki (то есть «Камелия»). В середине — три представителя линии De Luxe: парфюмерная вода (1948 год), губная помада (1965 год), жидкие белила для лица (1932 год). Справа ещё одна «делюксовая» троица в шикарных баночках: отбеливающий крем, ночной крем и рисовая пудра для лица.
В Shiseido не ограничивались производством баночек и скляночек: компания активно продвигала в жизнь теорию ухода за собой, выпуская печатные руководства для желающих блистать красотой. Миниатюрная книжечка журнала Cofujin Techo («Руководство для настоящей леди») и странички из неё, 1927 год:
Подборка открыток, выпущенных Shiseido для ориентирования японских леди на европейский подход к моде и внешности, и обложки журналов (если я ничего не путаю) Hanatsubaki («Камелия», как мы помним):
Кстати, в
Одним из известнейших добрых гениев Shiseido был Аяо Ямана, дизайнер, создавший знаменитый логотип Shiseido в стиле ар-нуво и делавший рекламные постеры в таком же стиле. Постеры просто великолепные, я постаралась сфотографировать все:
Комментарий Инги:
«Первая — реклама кольд-крема, в двух консистенциях его предлагали: версия О — «для тех, кому нравятся плотные текстуры», версия W — «для тех, кому нравятся мягкие текстуры».
Румяна: 11 оттенков с названиями типа — натуральный, фреш, рашель, белый, розовый, pale green (уже тогда были холодные оттенки, прародители наших современных зеленых и фиолетовых шариков), желтый. Цена — маленькие 100 иен, большая упаковка 200 иен.
Первая девица с поднятой рукой: реклама туалетной воды. Тут у меня затруднения — либо там приведен состав нот, правда я некоторые не вижу, плохо видно — роза, гелиотроп, шипр, белая роза, мускус, либо же это список различных ароматов, некоторые из которых моно, а некоторые с названиями — например там есть надпись De Luxe, это явно название бренда, а не компонента туалетной воды. И написан разброс цен — от 150 иен до 18 тысяч. Склоняюсь ко 2 версии.
Вторая с поднятой — реклама кольд-крема. Причем уже название написано катаканой (катакана — это одна из японских азбук: есть есть 2 азбуки и еще иероглифика) слева направо.»
Вот ещё несколько винтажных рекламных постеров: два первых рекламируют как раз лосьон Eudermine.
Комментарий Инги:
«3 постера: реклама линии De Luxe и шампуня. Что интересно, на постерах везде указаны цены. Причем кое-что из линии De Luxe продается и сейчас, и цены такие же точно:
4 постера — реклама разных продуктов: крем-белила, парфюмерия, лосьон, крем — vanishing, вероятно...не знаю, что имелось в виду. Примечательно, что названия продуктов катаканой пишутся не слева направо, как сейчас, а справа налево!!! Для меня это шок, но наверное потому что я не изучала японский в вузе и не знала, что раньше так писали.»
Если вы думаете, что баночки у меня уже закончились, то ошибаетесь. В запасе у меня ночной крем 1918 года выпуска, парфюмерные воды Hanatsubaki (ну это я уже не буду переводить, да?) 1917 года и Snow Fairy 1934 года выпуска и ещё одна белоснежная парочка — это снова ночной крем, уже 1961 года, и кремовое тональное средство 1960 года выпуска.
Кстати, если забираться в самую глубь веков, то стоит упомянуть, что основателем Shiseido был главный фармацевт Императорского Военно-морского флота Аринобу Фукухара (Arinobu Fukuhara). Поэтому первые его творения относились к области гигиенической косметики. На выставке была представлена совершенно замечательная баночка с изобретенной им в 1888 году зубной пастой (вы же не думаете, что мода на черные зубы подразумевает зубы гнилые?), которая и представлена на фото ниже. Рядом — две рекламы образца 1877 года (первая объявляет об открытии аптеки Shiseido, вторая рекламирует средство для роста волос) и реклама в стиле ар-нуво 1905 года.
А вот и создатели винтажного гламура. Как вы думаете, кто это на первой фотографии? Каллиграфы? Сборная по дзюдо? Общество мертвых поэтов? Нет, это Отдел рекламы и Креатива Shiseido в лицах, 1916 год! И вот ещё несколько симпатичных работ этого отдела:
В 1964 году в Японии проводились летние Олимпийские игры, что вызвало огромный приток иностранных туристов. Перед Shiseido стояла задача «зацепить» западную аудиторию, показать себя современной и динамичной маркой, но с восточной изюминкой. Реклама парфюмов Shiseido Koto, Zen и Mai — отличный тому пример: ультрасовременные по тогдашним меркам флаконы в сочетании с изысканными пейзажными гравюрами. В витрине перед постером — флакончик Zen, совсем, как вы видите, непохожий на свою современную версию на правом фото.
Кстати, предмет на витрине перед постерами — губная помада, как ни странно. По внешнему виду и не скажешь. Инга предположила, что помаду надо было доставать кисточкой из чашечки.
Shiseido довольно легко и гибко перестраивались под веяния моды, если это было необходимо. Постеры
Ещё один креативный плакат — с рекламой Sun Oil. Его обязательно надо посмотреть в большом размере, чтобы понять, в чём суть.
Комментарий Инги:
«Sun Oil — сейчас такого продукта нет, но судя по тому, что в рекламе все лежат и загорают, наверное это ДЛЯ, а не от загара! Что само по себе удивительно для современной Японии.»
Следующие две картинки представляют собой эволюцию логотипа Shiseido — собственно шрифта надписи «Shiseido» и лого с изображением цветка камелии (да, это опять hanatsubaki, извините!)
И последняя картинка — информационный материал для консультантов красоты Shiseido.
Комментарий Инги:
«Это трафарет для подбора палитры макияжа. К сожалению, не видно названия цветов, которые написаны в овальных прорезях. Над ними в кружочках — сами цвета, соответствующие друг другу, а вверху — подписи: оранжевое — это румяна, далее помада, потом пудра-белила, последнее — основа под макияж. Первое — где нет цветной вставки — в овальной прорези написано „парфюм, маникюр“. То есть, видимо, предполагается что-то советовать подходящее образу.»
На этом у меня всё, дорогие терпеливые читатели. Мне выставка понравилась, надеюсь, то и вам тоже.
Как вам винтажная японская реклама?
А старинные баночки?
И какие у вас вообще отношения с косметикой Shiseido?
Спасибо Инге