«Предоставлено на тестирование» — нужна ли эта пометка в блоге?

По-моему, я никогда не поднимала эту тему в блоге (кроме как в комментариях), но все вы знаете, насколько часто обсуждается необходимость указывать в отзыве, было ли описываемое средство предоставлено брендом на тестирование блогеру или же нет. Я ничего такого не указываю и хочу сегодня, в рамках пятничного «болтательного» текста, об этом поговорить.

Я на эту тему достаточно много фонтанировала эмоциями (в узком кругу), но ведь то, что какое-либо явление вызывает у тебя восторг или гнев, никак не помогает в его анализе, поэтому сегодня я постараюсь обратиться к логике.

Странность для меня начинается в самом посыле: «Мы хотим знать, предоставлено вам средство или вы его сами купили». Во-первых, существует ещё вариант «подарила подруга/мама/любимый» — кстати, как вы думаете, насколько объективен будет отзыв о подаренной косметике? Мало кто захочет обидеть близкого человека, который хотел сделать ему приятное, но не угадал со средством. Ну да ладно, этот вариант мы рассматривать не будем, он слишком гипотетический. К тому же бьюти-блогерам нормальные люди косметику дарят только с предварительным согласованием, а то и утвердив дарственную у нотариуса (шутка).

Итак, предоставлено средство или куплено самостоятельно, важно для части читателей. Важно — следовательно, влияет на их отношение к отзыву блогера, верно? Если он купил продукт сам, то всё понятно: отзыву можно верить.

А если получил на тестирование? Вот тут становится интересно. Если отзыв негативный — отлично, блогер молодец, отзыв честный, аплодисменты и ведро варенья храброму независимому тестеру.

А если отзыв положительный? Значит, блогер продался и пишет «за подарочек», так? Но ведь если продукт и правда хороший, то положительный отзыв закономерен. Значит, такой отзыв может значить что угодно: от «продажности» до искреннего мнения. Как вы это определите?

Догадываюсь: вы будете вспоминать, а писал ли блогер отрицательные отзывы на предоставленные продукты. Так что — наличие подобного отзыва априори «отмывает» блогера от подозрений?

Или их должно быть много? Сколько именно? Кто-то всерьез вычисляет соотношение положительных и отрицательных отзывов на предоставленные продукты? Сомневаюсь: когда я сделала как-то подборку своих самых раздраженных негативных отзывов (разумеется, не всех — их же просто сотни), мне в комментариях заявили, что это вот и все отрицательные отзывы, что набрались за шесть лет существования блога, а значит, я необъективна и «продажна». Мои призывы посмотреть на факты просто игнорировались.

А если бренд просто сменил пиарщика и теперь сотрудничает с блогером на других условиях? Например, перестал присылать ему продукцию, а блогер, обидевшись, на эмоциях пишет о марке с негативом? Или наоборот, пиарщик взял да выслал мешок дорогого люкса и сундук с пиастрами?

Фантазировать можно бесконечно: суть в том, что вы никогда не узнаете (с достоверностью вложившего персты в раны Фомы), честен ли блогер в отзыве. Вы можете лишь доверять, а вопрос доверия и веры вообще — только субъективный. Тут всё может зависеть даже от тона, которым блогер пишет: слишком слащавый или слишком суровый с точки зрения конкретного читателя.

И когда вы спрашиваете, сам ли блогер купил средство — вы, по сути, ищете опорную точку для доверия; но каким образом? Подозревая, что блогер может лгать за предоставленную банку/помадку/тушь?

Я, со своей стороны, могу вот прямо сейчас навскидку привести примеры: положительный отзыв на летние блески Givenchy и отрицательные — на их же праймер и румяна. Всё это мне было предоставлено.

Я очень полюбила новую палетку теней Л’Этуаль (да и вообще мне многое у них очень нравится) — но никакая любовь к марке, и даже то, что Л’Этуаль возит блогеров в Париж каждый год, не мешает мне писать отрицательные отзывы на их осеннюю палетку теней, на летние кремовые тени, на цветную водостойкую тушь и многое другое.

Или вот, к примеру, мне очень понравилась купленная собственноручно тушь Vivienne Sabo: Femme Fatale и Eventalliste. А потом марка прислала мне свою новую тушь Cabaret Premiere, и я написала отрицательный отзыв, так как продукт мне категорически не понравился.

Я с большим удовольствием писала и пишу про помады Clarins Rouge Eclat, но летние водостойкие тени считаю неудачей, о чем и писала. Всё это предоставлено.

Вообще назовите мне любую марку, о которой у меня были отзывы — я с вероятностью 90% найду вам и отрицательные свои отзывы, и положительные. Закономерности моей реакции и моих затрат на косметику вы не найдете, так как её просто нет. Я, впрочем, готова обсуждать это с конкретными примерами.

Тем не менее, у моих оппонентов всегда есть в запасе неотразимый довод: «Ну указывайте и всё, что вам, жалко, что ли?»

Хорошо, я отвечу как можно подробнее, почему я ничего такого не указываю.

Во-первых — я считаю это бесполезным, и только что подробно расписала, почему. Не люблю делать то, что мне кажется бессмысленным.

Во-вторых — я не люблю излишнего контроля. Мне неприятно, когда охранники просят открыть сумочку и показать её содержимое. Мне не нравится, когда на кассе у меня требуют паспорт, прежде чем продать алкоголь (знаете, это только сперва забавно: до того самого момента, когда тебе и правда его откажутся продавать, хотя тебе уже за тридцать). Для меня очень раздражающа необходимость объяснять в аэропорту, для чего мне вот те и эти лекарства в ручной клади. Я не люблю вопросы в духе: «И сколько же ты угрохиваешь на косметолога?», хотя это мои деньги, сама зарабатываю, сама трачу, в подворотнях не отнимаю и стыдиться мне тут нечего.

Если вы на этом абзаце хоть раз понимающе кивнули, то знайте: вот именно поэтому мне неприятно требование указывать, что предоставлено на тестирование. Кто-то хочет меня проверить (непонятно, на что, но скорее всего на честность), и это вызывает у меня отторжение. Какое-то «а ну, покажи руки»: неважно, что я ничего не украла, требование показать всё равно напрягает.

Ну и ещё один важный момент: вы, мои постоянные читатели, даже не представляете себе, какое количество пользователей интернета вообще ничего не знают о бьюти-блогах и принципах их ведения. Я же имею возможность отслеживать посещаемость сайта, вижу, откуда люди приходят, и вот что: огромное количество людей просто набирают в поиске интересующее их средство. Некоторые их них, например, потом пишут мне на почту, пытаясь заказать косметику (видимо, принимая меня за интернет-магазин с такой вот оригинальной показательной рекламой товара). Так вот, когда не знакомый с механикой блогинга человек доходит до строчки «предоставлено представителями марки», уровень его доверия падает едва ли не до нуля. Для них это равнозначно пометке «на правах рекламы». Хочу ли я на пустом месте подрывать доверие к своим отзывам? Нет. Я слишком много вкладываю в свои тексты, чтобы обесценивать их из-за непонимания.

Тут ещё можно было бы многое написать, но я бы хотела в завершение сказать вот что: я нередко даю советы подругам в выборе косметики. И ни разу никто из них не уточнил: «А ты вот то, что советуешь, сама покупала или тебе предоставили?» Они мне априори верят.

И я бы хотела писать для тех, кто мне верит. Потому что других существенных стимулов у меня нет.