Как (не) стыдно зарабатывать на блоге

Обвинения блогеров в продажности — тема очень старая и избитая. Но я как-то обычно в подобных спорах участия не принимала; а тут так получилось, что за последнее время я несколько раз натыкалась на скандалы, объединенные темой «блогер и финансы». И я, пожалуй, на эту тему немного выскажусь.

Блогеры бывают разные: неподкупные, очень неподкупные и те, кто не берет денег. Это была шутка, да. И вы, возможно, сильно удивитесь, если я открыто заявлю, что не отношусь к третьей категории. Почему? Объясню максимально подробно.

Начну с главного вопроса: стоит ли вести блог ради получения дохода. Моё мнение — нет. Отличие блогера от штатного сотрудника редакции какого-либо журнала или портала в том, что блогер (речь не только о бьюти-тематике) — человек увлеченный, у него глаз горит, что называется. Вот, например, очень трудно написать что-то новое о помаде, туши, креме; всё уже было сто раз сказано до нас. Но именно блогеры-энтузиасты часто придумывают необычную, креативную подачу, из-за которой увлеченно просматриваешь обзоры даже того, что тебе самой и не надо. Однако загореться идеей по заказу — штука сложная; если у вас это получается, то лучше уж идти в ту самую редакцию, там каждая ваша идея будет оплачена. При этом претензий от читателей вы, как правило, не получите или не увидите.

А блог — это не только полная свобода самовыражения (это мой сайт, хочу — пишу про дресс-код для толстых людей, хочу — показываю красные тени и красные же румяна на висках), но и обратная связь, постоянный контакт с читателем. И это не всегда комплименты и аплодисменты. Иногда тебя ругают за неудачный макияж, иногда — за грамматические ошибки, иногда просто за твою жизненную позицию. Чтобы через всё это пройти и не впасть в крайности — ни в «боже мой, меня тут никто не любит», ни в «пошли вон, ничтожества, мне корона не жмет» — нужен тот самый энтузиазм, который заставляет даже после шквала критических комментариев подниматься и снова пытаться грызть кактус. Да, я всё делаю неидеально, но зато с любопытством и интересом.

Так что сперва, на мой взгляд, блог стоит вести просто из любви к теме. Но вот дальше — дальше получается интересно.

По мере развития блога усиливается погружение в тему, ты растешь, чему-то учишься, и тебе хочется делать всё лучше и больше (если не хочется — не стоит вести блог, правда). Перейду от абстракций к своему примеру: когда-то я для иллюстраций к отзыву на крем брала просто промо-фотографии из интернета. Потом я начала фотографировать баночки сама, своей простой камерой-«мыльницей». Затем появилась первая «зеркалка», а к ней понадобились два объектива: один — для портретных фото, не искажающих пропорции лица, второй — для общих планов косметики, широкоугольный, который «захватывает» больше объектов в кадр. Съемка при плохом освещении потребовала сперва штатива, затем — дополнительную осветительную лампу. Как вы понимаете, это расходы, и немалые. А ведь ещё я с самого начала постоянно платила за хостинг сайта и за доменное имя; то есть практически любой блог требует финансовых вложений с самого своего рождения.

Кроме того, блог (если вести его не в режиме «пара статей в три месяца») отнимает ещё и время. То же освоение фототехники, новых приемов макияжа, написание и оформление текста — да, это всё время, время, которое у нас, взрослых людей, вообще-то является рабочим. Поэтому рано или поздно у людей, ведущих блог регулярно, возникает естественный вопрос: а нельзя ли как-то на своем любимом деле заработать? Все же знают фразу про то, что лучшая работа — это оплачиваемое хобби. И ответ на этот вопрос, конечно, утвердительный. Блоги монетизируются очень активно, и для этого есть много способов.

Вопрос весь в том, какие из этих способов этичны.

И я сейчас максимально открыто расскажу, каким образом блог приносит мне доход, а вы уже можете решать, продажный я блогер или нет.

Во-первых, самое очевидное — у меня висят рекламные баннеры. Я выбрала контекстную рекламу, то есть на баннерах вам показывается то, что вы недавно искали в интернете. Мне, например, сейчас показывает рекламу химчистки; дочке с её смартфона — рекламу выступлений балета Todes; с компьютера моего спутника жизни вылезло вообще такое, что я и озвучивать не буду.

В общем, я и сама понятия не имею, что система будет показывать вам, и содержание моих текстов никак не зависит от того, что на баннерах рекламируется. Поэтому такой заработок я считаю абсолютно этичным и никак не дискредитирующим блогера.

Второй способ — это аффилированные ссылки. То есть после отзыва на продукт я ставлю ссылку на ресурс, где его можно купить; если вы после перехода совершите покупку, то я получу небольшую сумму. При этом подобная «комиссия» берется не из ваших денег — никакой дополнительной наценки у переходящего по ссылке не будет, то есть вы ничего не теряете. Тут, конечно, возникает резонное опасение, что я буду хвалить продукт, чтобы вы эту покупку совершили; но нет, мне это совсем не нужно. Во-первых, вы можете купить совсем другой продукт в этом интернет-магазине, это всё равно «засчитается». Во-вторых, большинство таких партнерских программ работают по фиксированной ставке, а не процентной: то есть неважно, на 300 рублей вы купите или на 30 000, мне нет никакого интереса уговаривать вас купить что подороже. И в-третьих, ссылки у меня в основном на сетевые магазины косметики, то есть я никак не привязана даже к конкретному бренду, о продукте которого пишу.

Чтобы не быть голословной, приведу пример: вот в этом отзыве я крайне негативно отзываюсь о тональном Clinique, а между тем к нему прикреплена реферальная ссылка. Как видите, я не расхваливаю ерунду в надежде, что мне перепадет денежка; можете верить, а можете нет, но понятие «репутация блогера» для меня не пустой звук. Что же касается этичности этого способа в целом, то мне кажется, что нет ничего плохого в том, чтобы читатели (ничуть не переплачивая, заметим) немного помогали тому блогу, в котором нашли нужный отзыв. Впрочем, аффилированных ссылок у меня совсем мало, так как я только-только начала пробовать этот метод; среди западных же блогеров это повсеместная практика. Надеюсь, за этим будущее блогов, которые хотят оставаться независимыми.

Ну и наконец, самое интересное: оплаченные посты. И тут — внезапно — да, у меня есть оплаченные посты! И мне за них совершенно не стыдно. Я объясню, почему: просто на самом деле тут всё намного менее сенсационно, чем можно подумать. Нет, отзывы на продукты я пишу исключительно на основе независимого тестирования, и всегда это обговариваю с брендами, которые хотят предоставить свою косметику. Но, конечно, если представители марки хотят заплатить именно за рекламу, то им такое условие не подойдет; поэтому я и не связываюсь с подобными предложениями.

Однако несколько раз ко мне обращались с предложением показать (разумеется, на себе) только что вышедшие у марки новые продукты макияжа, причем как можно более детально и тщательно, но при этом и оперативно. Как вы понимаете, макияж — штука, требующая настроения, и у меня вовсе не обязательно есть желание сделать, к примеру, восемь макияжей подряд одной и той же палеткой (хотя и такое бывало). И вот в таком случае я соглашаюсь на платный обзор. Да, я буду краситься этой новинкой две недели подряд, как заведенная, будто у меня вообще нет другой косметики — можно считать это работой визажиста, почему нет. Однако никаких там приукрашиваний действительности вроде ремарок — «Ах, это лучшая палетка в моей жизни!» — к обзору не прилагается. Более того, вся работа проходит по официально заключенному договору, там прописаны наши обязанности, а также права: бренд, например, имеет право использовать фото из моего обзора на своем сайте или в соцсетях, авторское право, как правило, передается им. В свою очередь, я делаю пометку о том, что пост спонсирован. Вот вам пример такой работы: палетка Maybelline, часть 1 и часть 2.

Справедливости ради признаюсь, что таких честных и не вынуждающих меня к позорным компромиссам предложений очень мало; поэтому и постов таких у меня чаще раза в год не бывает. Мы всё-таки не видео-блогеры на постоянных контрактах с брендами, в текстовых блогах всё скромнее. Но и врать за деньги — не вариант, так что ничего, обойдусь.

Но если пост оплачен, на нем обязательно должна быть соответствующая пометка, таково моё мнение. Если это охладит читателя и снизит его энтузиазм — ничего страшного; в конце концов, вот свотчи, а вот макияжи, а там решайте сами, нравится вам продукт или нет. И — никогда никаких ложных отзывов. Вы можете не поверить, но мне было бы действительно стыдно знать, что из-за меня люди пошли и потратили деньги (вероятно, не лишние) на то, что этих денег не стоит. Мои подруги и подруги моей мамы сами покупают что-то по моим отзывам; они знают, что им можно верить.

В целом блогеры сейчас, особенно текстовые — это маленькие независимые онлайн-журналы, где каждый блогер выполняет функции и репортера, и редактора, и фотографа, и визажиста. И если вы не хотите, чтобы такие издания закрывались или поглощались крупными порталами, то согласитесь, что труд блогера должен хотя бы не приносить убытки. Так что в доходе с блога как таковом ничего постыдного нет.

Ну вот, после такого финансового стриптиза я готова и к помидорам, и к возмущению, и к тому, что от меня, такой меркантильной, станут отписываться. Просто уже много лет я вижу подобную реакцию на любую попытку блогера заикнуться, что за хорошо и добросовестно выполненную работу не зазорно получать вознаграждение. Ну что же, если такова реакция на честность, то я не удивляюсь, почему многие блогеры предпочитают о своих доходах умалчивать. В любом случае, высказывайтесь — я открыта для дискуссии!