Хороший косметолог: мой опыт

  Good cop, bad cop

Тема сегодняшнего пятничного текста родилась довольно спонтанно: я не смогла записаться на ближайшие недели к своему косметологу, так как у неё всё было занято, и мне пришлось искать замену. Вообще я к заменам своего косметолога отношусь примерно как к отключению горячей воды: не умру, конечно, но можно всё это побыстрее закончится? И слезно прошу администраторов салона: если вдруг у моего специалиста освободится местечко, звоните-звоните мне, умоляю!

Для каких-то серьезных процедур я даже и замен не делаю, но вот в случае с еженедельным массажем лица, по моему мнению, стоит пожертвовать верностью ради регулярности. И вот даже один сеанс у другого мастера вызвал у меня столько мелких дискомфортных ощущений, что я уже мечтаю о встрече со своим косметологом. А между тем в этот раз даже ничего криминального-то не произошло: ну, плоховато смыли тушь с ресниц. Ну, не приглушили свет — но справедливости ради замечу, что я пришла на массаж после достаточно тяжелой тренировки и вырубилась даже с лампами в лицо; я бы и стоя заснула, ей-богу. Это мелочи, гораздо больше меня расстроило, что сам эффект от массажа был похуже.

Но второй раз я попала уже к другой женщине, а вот этот визит был для меня настоящим расстройством. Опуская мелкие детали, скажу, что она почему-то не стала снимать у меня макияж с глаз. Почему? Откуда у некоторых косметологов эта уверенность, что я именно на процедуру так старательно красилась и совсем не готова к такому сюрпризу, как умывание? Ну и область вокруг глаз она тоже трогать не стала. Вот спасибо! Это моя самая проблемная зона, там вечно отеки и мешки — ну конечно, зачем ею заниматься. Я была чудовищно расстроена.

Словом, не буду изменять своему косметологу, не буду.

И вот в процессе мысленных стенаний, жалоб и возмущений я стала размышлять, каков же идеальный косметолог в моем понимании. В вопросах сервиса (практически любого) понимание его качества зачастую строится от противного: если вам в ресторане поставят бутылку шампанского без ведерка со льдом, вы сразу станете ценить то место, где лед был. Если в магазине на вопрос: «А есть ли такие же, но с перламутровыми пуговицами?» вам махнут рукой в сторону вешалок со словами: «Ищите, всё что есть — в зале», вы с нежностью вспомните продавца, который перерыл склад, чтобы проверить ассортимент, ну или хотя бы не поленился глянуть в компьютере наличие этих самых пуговиц.

С косметологами то же самое: именно пройдя через руки не самых лучших специалистов, я стала больше ценить своего, и не только её квалификацию как косметолога, но и умение работать с клиентами. Попробую перечислить по пунктам, чего я в косметологах очень не люблю — и сравнить со своим мастером.

1. Невнятное описание процедур

Ничто так не мучает, как непонимание, что тебе будут делать с лицом и зачем. Конечно, когда ты целенаправленно идешь за решением какой-то проблемы, такое вряд ли случится; но меня, например, нередко приглашают в салоны как блогера, и при этом говорится что-то вроде: «А там уж наши специалисты подберут вам процедуру». И вот ты сидишь и слушаешь: «Процедура X хорошо освежает лицо...процедура Y хороша на выход или перед свиданием...а Z вам, наверное, ещё рано, хотя если хотите, то можем попробовать...от неё очень хороший эффект...», и ощущаешь себя лягушкой в киселе, увязнув мыслями в монотонной и неразборчивой речи косметолога. И заканчивается все это вопросом: «Так что делать будем?»

Ну я даже не знаю. То ли тонизировать, то ли бодрить, то ли оживлять. Богатый выбор.

Моя косметолог обычно внятно объясняет разницу между возможными вариантами, и что важно — сама же дает мне рекомендации по выбору, исходя из состояния кожи.

2. Навязывание процедур

Вот уж чего я не выношу в принципе! И кстати, бездумное соглашательство («Может, сделаем ботокс?» «Давайте сделаем!»; «А давайте мне срединный пилинг сделаем?» «Давайте!») я отношу к нему же. За что я люблю и ценю своего косметолога, так это именно за её вдумчивый подход к потребностям моей кожи. Что-то она соглашается мне делать, но далеко не всё. При этом объясняет, что вот это, например, мне просто делать вредно, а вот это — можно, но совсем не нужно.


«Это вам только кажется, что у вас кожа хорошая! Сейчас я расскажу, как всё на самом деле плохо».

Даже блогеры и косметические маньяки не могут досконально разбираться в том, какие процедуры показаны их коже. И косметолог должен быть таким, чтобы ему можно было доверять, как врачу.

3. Навязывание продукции

Ох, какая же это больная тема! И как же сводит с ума вечный вопрос: «Какой косметикой вы пользуетесь?» Если вы пробежитесь по списку брендов справа от этого текста, то поймете, сколько у меня заняло бы перечисление. Это примерно как вопрос: «Сколько литров воды вы выпили за прошлый год?»

В общем, разной я косметикой пользуюсь. Всякой. Хорошей. И пришла совсем не для рекомендаций по подбору косметики. Попытки поговорить со мной о том, как уныла и беспросветна моя жизнь без косметики той марки, на которой работает косметолог, почти со стопроцентной вероятностью отвратят меня от посещения салона навсегда.

И знаете, что? Хорошая косметика — это когда после процедуры клиент сам спрашивает: «А что это была за маска? А можно её у вас купить?» У меня такое было, я вот маску Mene&Moy System Facial Masque C 10 купила именно потому, что она мне очень понравилась на процедуре, и с тех пор так и покупаю. Потому что, если выразиться метафорически, когда девушка хочет, чтобы её пригласили на свидание, она должна понравиться, а не говорить: «Пригласи меня, я такая замечательная!» И уж тем более не говорить: «У тебя есть подруга? Уууу, она наверняка страшная, вот посмотри на меня лучше!»

Как говорится, я тебя давно знаю, а кота этого вижу в первый раз. На своей косметике я уже, может, годы, а вашу старательно впариваемую если до сих пор не знаю — то она, вполне вероятно, того и не стоит.

4. Коммуникация с клиентом

Очень тонкий вопрос: что предпочитает клиентка? Чтобы над ней молча бесшумно работали или наоборот, поболтать о свекрови/невестке/подруге/муже? Для кого-то поход к косметологу — сродни визиту к психотерапевту, возможность выговориться, не опасаясь особо строгой оценки: это же не мама и даже не подруга, ей можно сказать всё. А кто-то идет к косметологу, чтобы подремать под движениями теплых рук.

И что хуже — навязчивая болтовня косметолога, когда вы пытаетесь урвать полчаса сна в суматошный день, или гробовое молчание, когда вам хочется поговорить (не обязательно о мужьях и борщах, вполне возможно — о своей коже и её капризах, что уже должно быть довольно-таки интересно мастеру)?

Лично я в этом отношении абсолютно непредсказуема: на меня может напасть болтливость, когда я обсуждаю что попало, рассказываю недавние смешные случаи или рассуждаю о том, как лучше ухаживать за кожей, а возможно, я за весь сеанс не пророню ни слова, кроме «здравствуйте» и «спасибо». И в этом отношении моя косметолог просто идеальна: она может превратиться в молчаливую тень, а может и обсуждать со мной то, что мне интересно. Учитывая, что она живой человек со своими потребностями в общении, а не психолог, которому платят за разговоры с клиентом, я эту её черту очень ценю и безумно уважаю.

5. Дьявол кроется в деталях

Есть куча мелочей, каждая из которых кажется ничтожной, но в совокупности именно они формируют нашу зону комфорта. А их отсутствие, напротив, неприятно царапает и напрягает. Просто перечислю их.

Я люблю, когда кушетку застилают новой одноразовой простыней при мне. Нет, я верю, верю, но приятнее, когда видишь — всё свежее.

Я люблю, когда мне снимают макияж теплыми салфетками/полотенчиками. Да, можно и ватными дисками, «но уже не то».

Я люблю, когда меня укрывают во время процедуры пледом. Конечно, предварительно спросив, надо ли — а мне всегда надо, у меня пониженное давление и я часто мерзну. И да, под плед должна подстилаться одноразовая простыня, это очевидно.

Я люблю, когда музыка в кабинете ненавязчивая и негромкая. И когда её по первой просьбе выключают, кстати.

Я люблю, когда у меня создается ощущение «выключенности» из окружающего мира. Между прочим, я несколько раз слышала, как у моего косметолога начинает вибрировать в кармане телефон; но она ни разу не прервалась и не взяла трубку. Даже если на тот момент она ничего не делала со мной руками. И за это я ей тоже очень благодарна; конечно, я не умру и лицо у меня с кушетки не упадет, если рядом будут обсуждать какие-то дела и проблемы, но комфорта будет меньше. Хотя тоже мелочь ведь.

Я вообще люблю, когда меня спрашивают, как я предпочитаю то или это. Могу и сама попросить, язык не отвалится, но это менее комфортно. Но только не надо доводить до абсурда: недавно я столкнулась с ситуацией, когда меня спрашивали о чем-то буквально каждые пять минут, включая то, надевать ли мне одноразовую шапочку. Вы шутите? Плюс три раза выдернули из приятной дремоты вопросом: «Все в порядке?» Можно подумать, на массаже лица люди должны веселиться и хихикать, а если молчат с закрытыми глазами — то с ними что-то не так. Странно.

И вот ещё что: я не люблю, когда косметолог выцыганивает следующий визит. «Вы будете записываться на следующий раз?» Если мне захочется, я запишусь, я это умею, честное слово! А говорить: «Нет, глаза бы мои вас не видели у меня нет никакого желания повторять эту процедуру» в лицо человеку несколько неловко. Конечно, всегда можно сказать: «Нет, я уезжаю в медовый месяц в Антарктиду», но проще, когда тебя не вынуждают выкручиваться. Проще говоря, когда мне делают комфортно.

Вот, собственно, и всё.

А какие у вас требования к поведению косметолога? И какие моменты вы не переносите?