Выставка “Shiseido /1872-2011/. Империя Красоты”

   Взошедшее солнце

Вероятно, многие мои читательницы уже знают, что с 1 по 20 марта в ГУМе в преддверии 120-летнего юбилея компании Shiseido проходила выставка «Shiseido /1872-2011/. Империя Красоты». Однако, возможно, не все смогли найти время, чтобы её посетить — а я вот смогла, и даже пофотографировала там всласть, чтобы рассказать о выставке тем, кто её не видел. Выставка была очень интересная, с винтажными рекламными постерами, фотографиями, журналами и винтажными же коробочками и баночками, при виде которых хотелось плакать от невозможности заполучить такой раритет на свой туалетный столик.

Но что говорить, я вам всё сейчас покажу. А рассказывать мне поможет Инга melon_panda, одна из моих любимых блогеров, живущая в Японии и съевшая на японской косметике не одну собаку. Собственно, после её анонса я и собралась посетить эту выставку.

Сама выставка заняла почти всю первую линию ГУМа: вдоль неё растянулись стенды с маленькими витринами.

Одним из ключевых экспонатов выставки был легендарный смягчающий и увлажняющий лосьон Eudermine, который входит в ассортимент марки аж с 1897 (!) года — ему больше ста лет, да-да. Слева — флакончик самого первого Eudermine, в середине — рекламный постер с обновленным дизайном флакона, справа — его современная версия, в дизайне Serge Lutens — который в 1997 году был арт-директором марки, между прочим!

Кстати, старинный рецепт лосьона в пожелтевшей книге прилагался — так что желающие попробовать себя в роли юных химиков вполне могут начать варить чудо-зелье на кухне:

Вообще, конечно, старинные флакончики и баночки — это нечто невероятное, я счастлива, что утащила это к себе домой хотя бы в виде фотографий. Слева — масло для волос Hanatsubaki (то есть «Камелия»). В середине — три представителя линии De Luxe: парфюмерная вода (1948 год), губная помада (1965 год), жидкие белила для лица (1932 год). Справа ещё одна «делюксовая» троица в шикарных баночках: отбеливающий крем, ночной крем и рисовая пудра для лица.

В Shiseido не ограничивались производством баночек и скляночек: компания активно продвигала в жизнь теорию ухода за собой, выпуская печатные руководства для желающих блистать красотой. Миниатюрная книжечка журнала Cofujin Techo («Руководство для настоящей леди») и странички из неё, 1927 год:

Подборка открыток, выпущенных Shiseido для ориентирования японских леди на европейский подход к моде и внешности, и обложки журналов (если я ничего не путаю) Hanatsubaki («Камелия», как мы помним):

Кстати, в 30-х годах Shiseido был создан клуб для постоянных покупательниц с названием — угадайте — ага, снова «Камелия», участницы которого, как я поняла, пользовались особыми привилегиями и к тому же получали консультации по уходу за собой. Теории ухода в Shiseido придавали немалое значение: чего стоит одно мероприятие «Театр Современной Красоты», на котором девушки-консультанты, романтично названые «Мисс Shiseido», показывали театрализованное представление в четырёх действиях о ритуалах ухода за собой! Ниже — фото очаровательных девушек, их униформа (представляю себе, каким писком моды это было в 1934 году!) и фрагменты всех 4 действий представления (увы, из-за бликующей витрины мне не удалось хорошо их переснять, при вечернем освещении с подсветкой витрин вышло бы намного лучше, наверное):

Одним из известнейших добрых гениев Shiseido был Аяо Ямана, дизайнер, создавший знаменитый логотип Shiseido в стиле ар-нуво и делавший рекламные постеры в таком же стиле. Постеры просто великолепные, я постаралась сфотографировать все:

Комментарий Инги:

«Первая — реклама кольд-крема, в двух консистенциях его предлагали: версия О — «для тех, кому нравятся плотные текстуры», версия W — «для тех, кому нравятся мягкие текстуры».

Румяна: 11 оттенков с названиями типа — натуральный, фреш, рашель, белый, розовый, pale green (уже тогда были холодные оттенки, прародители наших современных зеленых и фиолетовых шариков), желтый. Цена — маленькие 100 иен, большая упаковка 200 иен.

Первая девица с поднятой рукой: реклама туалетной воды. Тут у меня затруднения — либо там приведен состав нот, правда я некоторые не вижу, плохо видно — роза, гелиотроп, шипр, белая роза, мускус, либо же это список различных ароматов, некоторые из которых моно, а некоторые с названиями — например там есть надпись De Luxe, это явно название бренда, а не компонента туалетной воды. И написан разброс цен — от 150 иен до 18 тысяч. Склоняюсь ко 2 версии.

Вторая с поднятой — реклама кольд-крема. Причем уже название написано катаканой (катакана — это одна из японских азбук: есть есть 2 азбуки и еще иероглифика) слева направо.»

Вот ещё несколько винтажных рекламных постеров: два первых рекламируют как раз лосьон Eudermine.

Комментарий Инги:

«3 постера: реклама линии De Luxe и шампуня. Что интересно, на постерах везде указаны цены. Причем кое-что из линии De Luxe продается и сейчас, и цены такие же точно: 400-500-600 иен.

4 постера — реклама разных продуктов: крем-белила, парфюмерия, лосьон, крем — vanishing, вероятно...не знаю, что имелось в виду. Примечательно, что названия продуктов катаканой пишутся не слева направо, как сейчас, а справа налево!!! Для меня это шок, но наверное потому что я не изучала японский в вузе и не знала, что раньше так писали.»

Если вы думаете, что баночки у меня уже закончились, то ошибаетесь. В запасе у меня ночной крем 1918 года выпуска, парфюмерные воды Hanatsubaki (ну это я уже не буду переводить, да?) 1917 года и Snow Fairy 1934 года выпуска и ещё одна белоснежная парочка — это снова ночной крем, уже 1961 года, и кремовое тональное средство 1960 года выпуска.

Кстати, если забираться в самую глубь веков, то стоит упомянуть, что основателем Shiseido был главный фармацевт Императорского Военно-морского флота Аринобу Фукухара (Arinobu Fukuhara). Поэтому первые его творения относились к области гигиенической косметики. На выставке была представлена совершенно замечательная баночка с изобретенной им в 1888 году зубной пастой (вы же не думаете, что мода на черные зубы подразумевает зубы гнилые?), которая и представлена на фото ниже. Рядом — две рекламы образца 1877 года (первая объявляет об открытии аптеки Shiseido, вторая рекламирует средство для роста волос) и реклама в стиле ар-нуво 1905 года.

А вот и создатели винтажного гламура. Как вы думаете, кто это на первой фотографии? Каллиграфы? Сборная по дзюдо? Общество мертвых поэтов? Нет, это Отдел рекламы и Креатива Shiseido в лицах, 1916 год! И вот ещё несколько симпатичных работ этого отдела:

В 1964 году в Японии проводились летние Олимпийские игры, что вызвало огромный приток иностранных туристов. Перед Shiseido стояла задача «зацепить» западную аудиторию, показать себя современной и динамичной маркой, но с восточной изюминкой. Реклама парфюмов Shiseido Koto, Zen и Mai — отличный тому пример: ультрасовременные по тогдашним меркам флаконы в сочетании с изысканными пейзажными гравюрами. В витрине перед постером — флакончик Zen, совсем, как вы видите, непохожий на свою современную версию на правом фото.

70-е годы принесли с собой понимание, что томных блондинок на Западе и своих навалом, а вот утончённая магия Востока, загадочные красавицы с взглядом гейши — это эксклюзив, который не может не обращать на себя внимание. Shiseido начинают использовать японских моделей в рекламе, и этот ход себя полностью оправдывает. Ниже — фотографии постеров с участием Сайоко Ямагучи, которую в 1977 году Newsweek назвал одной из шести лучших топ-моделей мира. Постеры относятся как раз к этому времени — Shiseido не экономили на имидже.
Кстати, предмет на витрине перед постерами — губная помада, как ни странно. По внешнему виду и не скажешь. Инга предположила, что помаду надо было доставать кисточкой из чашечки.

Shiseido довольно легко и гибко перестраивались под веяния моды, если это было необходимо. Постеры 70-х годов выглядят абсолютно по-западному — гламурные макро-съемки, позволяющие увидеть все эффекты дорогой косметики, плениться и тут же возжелать себе всю эту красоту.

Ещё один креативный плакат — с рекламой Sun Oil. Его обязательно надо посмотреть в большом размере, чтобы понять, в чём суть.
Комментарий Инги:
«Sun Oil — сейчас такого продукта нет, но судя по тому, что в рекламе все лежат и загорают, наверное это ДЛЯ, а не от загара! Что само по себе удивительно для современной Японии.»

Следующие две картинки представляют собой эволюцию логотипа Shiseido — собственно шрифта надписи «Shiseido» и лого с изображением цветка камелии (да, это опять hanatsubaki, извините!)

И последняя картинка — информационный материал для консультантов красоты Shiseido.

Комментарий Инги:
«Это трафарет для подбора палитры макияжа. К сожалению, не видно названия цветов, которые написаны в овальных прорезях. Над ними в кружочках — сами цвета, соответствующие друг другу, а вверху — подписи: оранжевое — это румяна, далее помада, потом пудра-белила, последнее — основа под макияж. Первое — где нет цветной вставки — в овальной прорези написано „парфюм, маникюр“. То есть, видимо, предполагается что-то советовать подходящее образу.»

На этом у меня всё, дорогие терпеливые читатели. Мне выставка понравилась, надеюсь, то и вам тоже.

Как вам винтажная японская реклама?

А старинные баночки?

И какие у вас вообще отношения с косметикой Shiseido?

Спасибо Инге melon_panda за помощь в разборе закорючек! И ещё — хочу поблагодарить отдел маркетинга Shiseido за помощь в проведении съемки и подготовке материалов.

Facebook ВКонтакте Twitter YouTube Instagram